Практика обжалования приказов Государственной фискальной службы о проведении внеплановых проверок

11111
Безусловно существует много проблем с которыми сталкиваются налогоплательщики в отношениях с государственными органами и одна из них явно выделяется – приказ ДФС Украины о проведении внеплановой проверки, по результатам которой составляется акт о результатах проверки и в большинстве случаев принимается налоговое уведомление-решение, что влечет за собой негативные финансовые последствия для предприятия.

По нашему мнению, такие приказы принимаются с нарушением требований действующего законодательства и без достаточных правовых оснований. Однако налогоплательщик вынужден предоставлять документы запрашиваемые органами ДФС, допускать последних к таким проверкам, определенным образом препятствует нормальному осуществлению хозяйственной деятельности. В данном случае крайне важно квалифицированная помощь адвоката.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Украины каждое лицо имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы. Обобщая практику Высшего административного суда Украины (КАСУ) и Верховного суда Украины (ВСУ) по вопросам обжалования приказов о проведении проверок, ДФС Украины отмечает:

“В письмах ВСУ от 27 июля 2010 года № 1145/11 / 13-10 и от 24 декабря 2010 № 1844/11 / 13-10 (содержат разъяснения положений Закона Украины” О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами “) высказана правовая позиция относительно того, что издание руководителем налогового органа приказа о проведении проверки непосредственно приводит к возникновению определенных обязанностей у налогоплательщика, в отношении которого принято такое решение. Поэтому указанный приказ является имеющим правовое значение, а следовательно, является актом в понимании пункта 1 части первой статьи 17 КАС Украины и, соответственно, правомерность последнего может быть предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства. Указанная позиция ВАСУ с момента вступления в силу Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) осталась неизменной, исходя из такого. Главой 8 раздела II Кодекса установлены правила назначения и проведения проверок, которые также являются законодательными гарантиями соблюдения прав налогоплательщиков при контроле за соблюдением требований налогового и другого законодательства, осуществляется органами государственной фискальной службы в процессе администрирования налогов и сборов. С этой целью нормативно ограничен перечень оснований для проведения проверок налогоплательщиков контролирующими органами, а также определены условия проведения соответствующих проверок и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к их проведению. Несоблюдение установленных статьями 75 – 81 Кодекса предписаний нарушает соответствующие гарантии защиты прав и интересов налогоплательщика, а следовательно, является нарушением субъективных прав последнего в административных правоотношениях, свидетельствует о возможности обжалования приказов в административном суде в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 17 КАС Украина) ». (Постановление ВАСУ от 09.07.2014 г.. N К / 800/19335/13).

При этом ВАСУ исходит из того, что оценка правомерности приказа на проведение налоговой проверки должна предоставляться с учетом достаточности содержания приказа для выводов о фактическом основание проведения соответствующей проверки.

Отдельные дефекты оформления приказа о назначении налоговой проверки, в частности, отсутствие или неполнота ссылок на конкретные пункты действующего законодательства, не должны рассматриваться как основание для признания спорного приказа противоправным, если по содержанию такого приказа выдается возможным идентифицировать предусмотренную законодательством фактическую основание для назначения соответствующей проверки. (Постановление ВАСУ от 09.07.2014 г.. N К / 800/19335/13).

В то же время принятия приказа о проведении проверки в нарушение определенной Кодексом процедуры проведения и / или назначения проверок (без надлежащих оснований, а также проведение таких проверок без соблюдения обязательных для этого условий), по мнению ВАСУ, является основанием для его отмены (кроме приказов о назначения выездных документальных и фактических проверок налогоплательщиков при допуска должностных лиц к проведению проверки). “

Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее, очень важным является защита законных прав и интересов, недопущения безосновательного вмешательства в хозяйственную деятельность налогоплательщика, превышение служебных полномочий и злоупотребление ими со стороны органов Государственной фискальной службы.

Так, понимая эту проблему, работниками адвокатского объединения “КОНОВАЛ И ПАРТНЕРЫ” успешно осуществлена ​​защита нарушенных прав и интересов клиентов в следующих делах: 17 июня 2015 постановлением Окружного административного суда города Киева удовлетворен административный иск о признании противоправным и отмене приказа о проведении внеплановой выездной проверки, а 6 августа 2015 постановлением Апелляционного административного суда города Киева апелляционную жалобу Государственной налоговой инспекции в Святошинском районе ГУ ДФС в Киеве оставлено без удовлетворения. 1 октября 2015 постановлением Окружного административного суда города Киева удовлетворен административный иск о признании противоправным и отмене приказа о проведении документальной внеплановой выездной проверки. 21 июля 2015 постановлением Окружного административного довольно аналогичный административный иск, 29 сентября 2015 апелляционную жалобу Государственной налоговой инспекции в Соломенском районе ГУ ДФС в Киеве оставлено без удовлетворения, а постановление Окружного административного суда города Киева без изменений.

Признании противоправным и отмене приказа о проведении налоговой проверки полностью исключает возможность ее проведения органами Государственной фискальной службы и, как следствие, делает невозможным принятие налогового уведомления-решения и наложения штрафных санкций на налогоплательщика.

Отдельно хотим обратить внимание на то, что важно стратегически верная поведение налогоплательщика на этапе, предшествующем принятию приказа о проведении внеплановой проверки, а именно на этапе получения запроса о предоставлении информации и ее документального подтверждения от органов Государственной фискальной службы. Поскольку соблюдение всех процессуальных действий налогоплательщиком при начислении на такой запрос, документов и объяснений, влияет на дальнейшую перспективу обжалования приказа о проведении проверки.

Адвокат Ярошенко Алёна Юрьевна

Загрузить в PDF

facebooktwittergoogle_pluslinkedinmail